|  Многие мамы и папы, бабушки и дедушки полны волнений и  интересуются тем, как их детям успешно освоить учебные программы, уберечь их от  перегрузок и заложить прочный фундамент здоровья. 
 Следует чётко знать, что каждый человек с самого рождения  привыкает  к определённому чередованию  периодов сна, бодрствования, приёма пищи, труда и отдыха. Физиологические  системы нашего организма тоже функционируют ритмично – циклы их напряжённой  деятельности чередуются с периодами сниженной активности. Нашему организму  присущ принцип «всему своё время», и в условиях чёткого распорядка все его  системы работают наилучшим образом.
 Школьникам следует пробуждаться в одно и то же время независимо  от сменности занятий и возраста, т.е. в 7.00. Если ребёнок не проснулся в  положенное время, нужно осторожно разбудить его и дать возможность 3-5 минут  полежать в постели, ибо резкий переход от сна к бодрствованию возбуждает  ребёнка. Следует помнить, что залёживаться также вредно.
 Установлено, что работоспособность школьника также подчинена  закону ритмичных колебаний и на протяжении дня не остаётся одинаковой.  Наибольший её подъём отмечается преимущественно с 8.00 до 11.00. Потом она  понемногу падает, заметно снижаясь к 14.00. Во второй половине дня начинается  новый подъём, и примерно до 18.00-19.00 часов работоспособность остаётся  достаточно высокой. Исходя из этого, специалисты рекомендуют учащимся,  заниматься во вторую смену, вставать рано и готовить уроки утром, а тем, кто  учится в первую смену, не садиться за книги сразу после школы или после обеда.
 
  С 7.00 до 7.30 должны проводиться утренняя гимнастика,  закаливающие процедуры, умывание и заправка постели. Ребята охотно выполняют  упражнения, если кто-либо из взрослых делает зарядку с ними. Такие совместные  занятия помогают улучшить взаимопонимание в семье. После физических упражнений  обязательны водные процедуры – умывание, обтирание, обливание, душ. С 7.30 до 7.50 – завтрак, который должен составлять 20 -25%  суточной калорийности. Он должен быть горячим и включать продукты, богатые  белками: творог, молоко, мясо, рыбу, яйцо, т.к. белок способствует повышению  возбудимости нервной системы в период активной умственной деятельности.
 Во время еды не следует вести разговоры, вызывающие плохое  настроение, упрекать школьника за совершённый им ранее какой-либо проступок.  Спокойная обстановка во время еды способствует сохранению хорошего аппетита и  воспитанию культуры поведения за столом.
 Необходимо помнить, что в течение дня школьник младшего возраста  должен побыть на улице не менее 3-3,5 часа, среднего и старшего возраста –  2-3,5 часа. Лучше, если прогулки будут распределены в течение дня.
 При выполнении домашних заданий необходимо учитывать и  чередовать предметы по их трудности усвоения. Сначала следует выполнять уроки  по предметам средней тяжести, затем трудные и наконец – лёгкие. Чтобы работа  была более эффективной, надо садиться за уроки всегда в одно и то же время,  т.е. соблюдать закон ритма.
 Через каждые 25 – 45 минут, необходимо устраивать перерыв, во  время которого следует выполнять несколько лёгких гимнастических упражнений,  походить, побегать на месте  или  выполнить какие-нибудь поручения родителей, требующие физической активности.  Перерывы помогают предупредить общее утомление, дают отдых глазам и мышцам  туловища.
 Некоторые родители, считая, что их дети перегружены учебными  заданиями, освобождают их от домашнего труда. У таких детей может развиться  гиподинамия. Поэтому все школьники с учётом их возраста, состояния здоровья,  умения и навыков должны ежедневно выполнять общественно полезную работу не  менее 1-2 часов в день. К таким работам следует отнести уборку квартиры, чистку  своей одежды и обуви, уход за цветами и животными, покупку продуктов, мытьё  посуды и другие виды посильных работ. Посильный труд – это прекрасный элемент  трудового воспитания и гармоничного развития детей и подростков.
 
  В отдельных семьях школьники нарушают режим дня за счёт более  позднего отхода ко сну. Особенно ученики старших классов пытаются перенести на  вечер всё, что не успели сделать за день, и часто занимаются допоздна.  Исследования показали, что сокращение у школьников сна на 1 час приводит на  следующий день к снижению работоспособности почти на 30%. Постоянное, пусть  даже небольшое, сокращение сна приводит к ослаблению концентрации внимания,  повышенной рассеянности. Перед сном нужно умыться, почистить зубы, помыть ноги,  проветрить комнату. Кровать школьника должна быть на 15 - 25 см длиннее роста, матрац –  плотный. Рекомендуются пижамы из хлопчатобумажных тканей.
 В семье необходимо создать условия, способствующие воспитанию у  школьников навыков личной гигиены, а родители должны вести контроль за их  выполнением.
 Все члены семьи должны поддерживать спокойную доброжелательную  атмосферу дома. Нужно помнить, что правильное воспитание детей – это есть труд  и долг не только школы, но и родителей. Лучшими помощниками режима дня  школьника являются порядок в семье и здоровый образ жизни родителей.
 |