ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ





QR-код «Если ты пострадал(а) от домашнего насилия»:
Телефон общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия:
8-801-100-8-801

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

People_Children_Girl_asleep_026387_.jpgМногие мамы и папы, бабушки и дедушки полны волнений и интересуются тем, как их детям успешно освоить учебные программы, уберечь их от перегрузок и заложить прочный фундамент здоровья.

Следует чётко знать, что каждый человек с самого рождения привыкает  к определённому чередованию периодов сна, бодрствования, приёма пищи, труда и отдыха. Физиологические системы нашего организма тоже функционируют ритмично – циклы их напряжённой деятельности чередуются с периодами сниженной активности. Нашему организму присущ принцип «всему своё время», и в условиях чёткого распорядка все его системы работают наилучшим образом.
Школьникам следует пробуждаться в одно и то же время независимо от сменности занятий и возраста, т.е. в 7.00. Если ребёнок не проснулся в положенное время, нужно осторожно разбудить его и дать возможность 3-5 минут полежать в постели, ибо резкий переход от сна к бодрствованию возбуждает ребёнка. Следует помнить, что залёживаться также вредно.
Установлено, что работоспособность школьника также подчинена закону ритмичных колебаний и на протяжении дня не остаётся одинаковой. Наибольший её подъём отмечается преимущественно с 8.00 до 11.00. Потом она понемногу падает, заметно снижаясь к 14.00. Во второй половине дня начинается новый подъём, и примерно до 18.00-19.00 часов работоспособность остаётся достаточно высокой. Исходя из этого, специалисты рекомендуют учащимся, заниматься во вторую смену, вставать рано и готовить уроки утром, а тем, кто учится в первую смену, не садиться за книги сразу после школы или после обеда.
202_0096339410_155_auto.jpgС 7.00 до 7.30 должны проводиться утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание и заправка постели. Ребята охотно выполняют упражнения, если кто-либо из взрослых делает зарядку с ними. Такие совместные занятия помогают улучшить взаимопонимание в семье. После физических упражнений обязательны водные процедуры – умывание, обтирание, обливание, душ.
С 7.30 до 7.50 – завтрак, который должен составлять 20 -25% суточной калорийности. Он должен быть горячим и включать продукты, богатые белками: творог, молоко, мясо, рыбу, яйцо, т.к. белок способствует повышению возбудимости нервной системы в период активной умственной деятельности.
Во время еды не следует вести разговоры, вызывающие плохое настроение, упрекать школьника за совершённый им ранее какой-либо проступок. Спокойная обстановка во время еды способствует сохранению хорошего аппетита и воспитанию культуры поведения за столом.
Необходимо помнить, что в течение дня школьник младшего возраста должен побыть на улице не менее 3-3,5 часа, среднего и старшего возраста – 2-3,5 часа. Лучше, если прогулки будут распределены в течение дня.
При выполнении домашних заданий необходимо учитывать и чередовать предметы по их трудности усвоения. Сначала следует выполнять уроки по предметам средней тяжести, затем трудные и наконец – лёгкие. Чтобы работа была более эффективной, надо садиться за уроки всегда в одно и то же время, т.е. соблюдать закон ритма.
Через каждые 25 – 45 минут, необходимо устраивать перерыв, во время которого следует выполнять несколько лёгких гимнастических упражнений, походить, побегать на месте  или выполнить какие-нибудь поручения родителей, требующие физической активности. Перерывы помогают предупредить общее утомление, дают отдых глазам и мышцам туловища.
Некоторые родители, считая, что их дети перегружены учебными заданиями, освобождают их от домашнего труда. У таких детей может развиться гиподинамия. Поэтому все школьники с учётом их возраста, состояния здоровья, умения и навыков должны ежедневно выполнять общественно полезную работу не менее 1-2 часов в день. К таким работам следует отнести уборку квартиры, чистку своей одежды и обуви, уход за цветами и животными, покупку продуктов, мытьё посуды и другие виды посильных работ. Посильный труд – это прекрасный элемент трудового воспитания и гармоничного развития детей и подростков.
music(1).jpgВ отдельных семьях школьники нарушают режим дня за счёт более позднего отхода ко сну. Особенно ученики старших классов пытаются перенести на вечер всё, что не успели сделать за день, и часто занимаются допоздна. Исследования показали, что сокращение у школьников сна на 1 час приводит на следующий день к снижению работоспособности почти на 30%. Постоянное, пусть даже небольшое, сокращение сна приводит к ослаблению концентрации внимания, повышенной рассеянности.
Перед сном нужно умыться, почистить зубы, помыть ноги, проветрить комнату. Кровать школьника должна быть на 15 - 25 см длиннее роста, матрац – плотный. Рекомендуются пижамы из хлопчатобумажных тканей.
В семье необходимо создать условия, способствующие воспитанию у школьников навыков личной гигиены, а родители должны вести контроль за их выполнением.
Все члены семьи должны поддерживать спокойную доброжелательную атмосферу дома. Нужно помнить, что правильное воспитание детей – это есть труд и долг не только школы, но и родителей. Лучшими помощниками режима дня школьника являются порядок в семье и здоровый образ жизни родителей.








© Официальный сайт учреждения здравоохранения "Лидская центральная районная больница"
231300, г.Лида, ул. Мицкевича, 1.
tmo@mail.lida.by; tmo-cancel@mail.lida.by