ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











QR-код «Если ты пострадал(а) от домашнего насилия»:

20 сентября - День здоровья школьников. Профилактика нарушения зрения

Для каждого родителя наивысшая ценность – здоровье ребенка. При рождении большинство детей обладают дальнозоркостью – 91%, около 4% имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5% детей рождаются с близорукостью (миопией). Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью. Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте. Группу риска составляют недоношенные дети, дети с ослабленным иммунитетом и дети близоруких родителей.
Одной из основных причин увеличения количества детей с миопией является получение наибольшей доли информации из зрительных источников: телевидение, интернет, книги, журналы. Учащиеся подвержены значительным зрительным нагрузкам, испытывают стресс от общения с преподавателями и сверстниками. Что вместе с неправильной посадкой за столом и малоподвижным образом жизни приводит к появлению нарушений зрения.
Родителям нужно обращать внимание на начальные симптомы ухудшения зрения – головные боли к концу дня, снижение успеваемости, быстрая утомляемость, простые ошибки при письме, ребенок начинает щуриться. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя выявить это состояние и не дать ему перерасти в близорукость.
Соблюдение следующих профилактических мер позволит предупредить возникновение и прогрессирование близорукости у детей школьного возраста:
1. Правильная организация рабочего места. Для этого необходимы стол и стул, соответствующие росту ребенка, спина должна прилегать к спинке стула, а локти лежать на столешнице. Для снижения зрительного утомления, нужно выдерживать расстояние между глазами и рабочей поверхностью (35 сантиметров). Освещение должно быть достаточным и равномерным. Настольную лампу на рабочем столе надо располагать слева (для правшей), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Не рекомендуется смотреть на монитор в темноте. Очень важным является обнаружение и коррекция нарушений осанки.
2. Рациональный режим занятий и отдыха. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу при возвращении из школы. Следует предоставить детям возможность 1-1,5 часа подвигаться, сделать несколько физкультурных упражнений. Необходимо ограничение времени, проводимого у экрана компьютера или телевизора. Младший школьник должен находиться у монитора не более 20 минут в течение дня, продолжительность просмотра телевизионных программ не более 30-40 минут в день. Рекомендации для учащихся старших классов – суммарно не более 60-70 минут работы за монитором в день (непрерывно 20-30 минут), просмотр телевизора – 1,5-2 часа.
3. Здоровый и достаточный по времени сон.
4. Сбалансированное питание, включающее достаточное количество витаминов. Особенно полезны для глаз витамины В2, А и Д. В рацион детей страдающих близорукостью необходимо включать морковь, красный сладкий перец, шпинат, чернику, кукурузу, манго, персики, рыбу, шиповник и цитрусовые. По рекомендации врача дополнительно можно применять комплексные поливитаминные препараты в сочетании с цинком и кальцием, пищевые биодобавки с черникой, лютеином.
5. Достаточная физическая активность, особенно на свежем воздухе.
6. Спорт. Занятия спортом помогут укрепить зрение и вернуть его остроту на начальных этапах развития болезни. В идеале стоит отдать предпочтение такому виду тренировок, где необходима постоянная фокусировка глаз, например, бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.
7. Регулярное проведение специальной гимнастики для глаз.

Комплекс упражнений для младших школьников

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.
Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.
Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.
Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.
Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.
Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.
Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

8. Ежегодное посещение врача-офтальмолога и выполнение его рекомендаций, в том числе направленных на коррекцию миопии (ношение очков, контактных линз).

Врач офтальмолог Лидской ЦРП
Анастасия Яковчик



В наш век современных технологий, человека с самого рождения окружает всевозможная аппаратура. И если раньше единственным развлечением ребенка была книга, то теперь ей на смену пришли компьютеры, планшеты и телефоны. В связи с этим в разы возросли зрительные нагрузки, а вместе с ними – количество людей в очках. Учитывая тот факт, что дети не могут самостоятельно контролировать время, проведенное за всевозможными гаджетами, эту функцию должны взять на себя родители. Чтобы делать это грамотно и сохранить ребенку зрение, необходимо знать,сколько времени в день, в зависимости от возраста, можно проводить за компьютерами и телефонами. Детям младшего школьного возраста разрешается смотреть телевизор в течении получаса в день, дети старшего школьного возраста могут «сидеть» в компьютере и телевизоре не более 1 часа.
В школе непрерывную зрительную нагрузку можно давать в течении 40 минут, далее необходим перерыв на 10 минут. В это время учитель предлагает детям сделать гимнастику для глаз, упражнение с точкой на окне, когда ребенок попеременно смотрит то вдаль, то на выбранную им точку на окне.
Придя в школы, любой ребенок должен отдохнуть как минимум 2 часа: это может быть прогулка на свежем воздухе, уборка в доме, мытье посуды.
Если разместить современные гаджеты по степени вредности, то книги, как бумажный носитель, считаются практически безвредными, далее идут электронные книги, зачем планшеты и самыми вредными считаются телефоны. Детям младшего школьного возраста можно пользоваться им только для звонков, дети постарше должны использовать его по необходимости. Не стоит пренебрегать этим правилом. Если родители разрешают ребенку сидеть в телефоне постоянно, то за 1 год можно снизить зрение со 100% до 10%. И это реальные примеры из жизни.
Оптимально проверять остроту зрения ребенка раз в год. Если вы заметили, что ребенок стал плохо видеть, а именно: близко садиться дома у телевизора,неправильно списывает домашнее задание с доски, щуриться, пытаясь увидеть вдалеке автобус на улице – немедленно ведите его на прием к офтальмологу, не оттягивайте этот момент! Специалист обязательно подскажет, качественно проверит остроту рения, назначит лечение либо выпишет очки.
Хотелось бы поговорить об организации рабочего места ребенка. Комната, в которой ребенок делает уроки , должна быть хорошо освещена, стоять лампа. Дети помладше могут делать уроки без перерыва около 1 часа, старше – до 2-х часов.
В заключение, хотелось бы отметить главные моменты, которые помогут сохранить зрение 100%:
- соблюдение зрительного режима (правильная организация рабочего места, хорошее освещение, чтение только сидя, ни в коем случае не лежа, организация перерывов, гимнастика для глаз).
- правильное питание (черника, морковь).
- прогулки на свежем воздухе.
- плановое посещение офтальмолога раз в год.

Берегите свое зрение!!!

Врач - офтальмолог Лидской ЦРП
Шкред Инна Ярославовна













© Официальный сайт учреждения здравоохранения "Лидская центральная районная больница"
231300, г.Лида, ул. Мицкевича, 1.
cancel@crblida.by