QR-код «Если ты пострадал(а) от домашнего насилия»:
Телефон общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия:
8-801-100-8-801
|
Девиантное поведение у детей и подростков
Девиантное поведение детей и подростков является проблемой для их родителей, педагогов, друзей. Эти трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников и детей дошкольного возраста, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются учебой.
Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья.
Девиантные формы поведения детей и подростков:
-Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический.
-Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это формирующаяся алкогольная зависимость.
-Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.
Дети с девиантным поведением пытаются выразить себя таким способом. Это может быть проступок. Ярким примером является драка. Также деятельность может стать постоянной, что характерно уже для детей более старшего возраста. Например, подростки могут прибегать к воровству или проституции. В худшем случае изменяется образ жизни. Например, подросток примкнет к какой-либо группировке, которая будет заниматься преступлениями. Как только появляются малейшие изменения в худшую сторону в поведении детей, обязательно нужно обратить на это внимание, чтобы не допустить ухудшения ситуации.
Для каждого возраста проявления девиаций будут разными:
Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
В 7-10 лет нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
С 10 лет проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.
Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству. Подросток может свести счеты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, отказ от интимной близости , недовольство собой и многие другие причины, которые, возможно, в глазах взрослого являются несущественными.
B большинстве случаев провоцирующими факторами для развития нарушений поведения выступает целый комплекс проблем, кaк биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребёнок, также играет существенную poль в возможном проявлении дeвиaнтныx форм поведения детей и подростков.
Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении ребенка повышается в таких случаях:
-неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
-частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
-асоциальность семьи с родителями, имеющими проблемы с законом
-зависимость родителей от алкоголя или других психоактивных веществ.
Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже способна навредить, у ребенка может сформироваться протестное поведение.
Часто взрослые требуют от ребенка быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребенок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.
Для того, чтобы поведение изменилось, с ребенком нужно разговаривать и быть с ним не просто рядом, а так, чтобы он ощущал психологически вашу близость, нужно хотя бы попытаться вызвать доверие у подростка. Рекомендуется рассказать детям про различные конфликтные ситуации, и как их можно решать. Обязательно нужно приводить примеры. Кроме того, беседы должны пропагандировать здоровый образ жизни. Важно воспитать у ребенка отвращение к наркотическим и спиртным продуктам.
Очень важно приучить ребенка проводить интересно и познавательно свое свободное время. Для этого существует много игр. Еще полезно почитать книги, посетить различные культурные мероприятия, отправиться в поход на природу.
Особенности работы с детьми с девиантным поведением заключаются в том, что нужно учитывать, что сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого искажается восприятие действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, нужно перестроить контакты ребенка с ровесниками, научить элементарным правилам поведения с другими людьми.
Главная общая характеристика детского и подросткового возраста – активность, стремление к признанию, тяга к самостоятельности и чувство коллективизма. Эти характеристики говорят о том, что дети и подростки готовы и хотят быть полезными и социально активными. Нужно лишь уметь вовлечь их в полезное дело, научиться грамотно объединять молодых людей и ставить перед ними задачи.
Если дети найдут рациональный выход своей энергии, то о девиантном поведении не будет и речи. Но конечно, важно подкреплять это хорошими семейными отношениями. Иногда для этого может понадобиться индивидуальная или семейная психотерапия.
За консультацией к детскому психиатру и психотерапевту можно обратиться в детскую поликлинику по адресу: ул. Черняховского 6а – кабинет 8, телефон регистратуры 522622.
Врач-психиатр-нарколог (детский)
Ю.Г.Илькевич
|
|