ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











QR-код «Если ты пострадал(а) от домашнего насилия»:

РОЛЬ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Почему важно вовремя учить детей правильно жевать?

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Ребенок рождается с недоразвитой и несколько смещенной назад челюстью (младенческая ретрогнатия). На дальнейшее формирование и развитие нижней челюсти оказывают влияние усилия, которые малыш затрачивает при вскармливании, чтобы получить молоко, ребенок выдвигает вперед нижнюю челюсть. Через 10-12 месяцев такой нагрузки формируется нормальное взаимоотношения между верхней и нижней челюстью. В тех случаях, когда приходится прибегать к искусственному вскармливанию, очень важно проводить его правильно.

Нередко по не знанию или для того чтобы быстрее накормить ребенка, мамы расширяют отверстие у соски, надеваемой на бутылку с молоком, и держат ее почти вертикально. В этом случае ребенок не прилагает никаких усилий для употребления молока. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, находятся, таким образом, в группе риска; поэтому нужно следить за тем, чтобы отверстие в соске было не большим (смесь должна капать, а не литься) – это делается для того, чтобы ребенок совершал активные сосательные движения, развивая нижнюю челюсть.

Когда ребенок подрастает, нормальное развитие зубочелюстной системы становится, возможно, только при условии правильного жевания. В процессе жевания усиливается приток крови к жевательным мышцам, а с ней и необходимых для нормальной жизнедеятельности мышц питательных веществ.Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду – для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.Поэтому перед тем как вы будете вводить прикормсадите ребенка за стол вместе свам, приспособлений в наше время множество (стульчики для кормления и т.д.). Малыш учится наблюдать за вами во время еды (копируют все ваши движения, мимику, жесты). Видя как взрослый жует, ребенок автоматически  учится правильно это делать, а если в это время еще и дать ложку – к 1 году ребенок научится ею пользоваться. У детей, которых с раннего возраста кормят только тщательно измельченной пищей, развивается так называемое ленивое жевание. У этих детей слабо развиваются жевательные мышцы, и они категорически отказываются от твердой пищи.

Примеры слабости жевательных мышц  и неправильного развития челюсти:

Для того чтобы дать жевательным мышцам необходимую для их нормального развития нагрузку, ежедневно в меню необходимо включать сырые овощи и фрукты, давать ребенку  мясо, сухари и другие подобные продукты.

Возможные проблемы: малыш давится, боится глотать, еда вызывает рвоту.

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают.

При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

ребёнок категорически отказывается, есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу:

использовать ниблер;
есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
позволять ребенку изучать столовые приборы и играть с ними;
покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать.

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока, а не течет по бороде);
способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильной артикуляции звуков, не будет межзубного произношения).

Но есть ряд факторов, которые не зависят от правильного развития жевательных и мимических мышц. Это дети группы риска: с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода. Внимательные родители должно насторожить:  есть ли крик или крик глухой и слабый, слабый сосательный рефлекс, неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это может говорить о недостаточном развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата – это повод для внеплановой консультации со специалистом.

Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки, он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту: неврологу, ортодонту, отоларингологу, логопеду, педиатру.

Учитель-логопед
Микянец А.А.











© Официальный сайт учреждения здравоохранения "Лидская центральная районная больница"
231300, г.Лида, ул. Мицкевича, 1.
cancel@crblida.by