Чистка зубов зубной щеткой преследует цель удалить не минерализованные зубные отложения с поверхности коронок зубов. Существуют различные методы чистки зубов, которые обеспечивают последовательное очищение всех поверхностей всех коронок зубов. Методы предполагают строго оговоренные движения щетки на каждой поверхности и рассчитаны на конкретных адресатов: взрослых, подростков, детей, инвалидов.
К основным методам чистки зубов относят стандартный, Марталлера и KAI. Они рекомендованы лицам без тяжелой стоматологической патологии.
Стандартный метод чистки зубов признан наиболее эффективным. Он рекомендован взрослым и детям с 12-летнего возраста.
Зубные дуги условно делят на сегменты, на которых возможен плоскостной контакт поверхностей нескольких рядом стоящих зубов с рабочим полем щетки.
Справа налево на верхней и нижней челюстях выделяют по 6 сегментов:
правые моляры;
правые премоляры;
правые клыки и резцы;
левые клыки и резцы;
левые премоляры;
левые моляры.
При выполнении стандартного метода последовательно очищают вестибулярные поверхности зубов каждого сегмента, затем оральные и жевательные поверхности. Используют несколько видов движений: вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными подметающими, горизонтальными и круговыми движениями, жевательную поверхность – горизонтальными и круговыми движениями щетки. Подметающими движениями вниз (для верхней челюсти) и вверх (для нижней челюсти) зубной налет удаляется одновременно и с десен. Затем делают несколько горизонтальных возвратно-поступательных движений и заканчивают чистку круговыми движениями. Затем встречный полукруг выполняют без давления для возврата щетки в исходное положение. После этого зубную щетку передвигают на один сегмент вперед и всю комбинацию движений повторяют. Жевательные поверхности больших и малых коренных зубов верхней и нижней челюсти очищают щетинками щетки, направленными перпендикулярно к жевательной поверхности и проникающими глубоко в фиссуры и межзубные промежутки. Медленные вращательные движения головки щетки чередуют с горизонтальными возвратно-поступательными движениями.

Метод инструктирования школьников, разработанный T.Martaler (Швейцария), представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптированный к психофизическим возможностям школьников (7-12 лет). На первом этапе чистки зубов дети прикладывают максимум усилий, поэтому автор предлагает начинать процедуру с очищения жевательных поверхностей во избежание травмы периодонта, а затем уже очищают вестибулярные и оральные поверхности.

Метод обучения дошкольников гигиене полости рта KAI предложен для лиц с невысоким уровнем психофизического развития (детей до 6-7-летнего возраста, инвалидов). Жевательные поверхности очищают короткими поступательными горизонтальными движениями, вестибулярные поверхности – круговыми движениями при сомкнутых зубах с одновременным захватом верхних и нижних зубов сегмента и оральные поверхности – подметающими вертикальными движениями от десневого края к жевательной поверхности (режущему краю) на верхней и нижней челюстях.
врач-стоматолог
Горбач Диана Ивановна