ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











QR-код «Если ты пострадал(а) от домашнего насилия»:

НАСИЛИЕ, ЕГО ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

Насилие по отношению к детям признано одной из основных проблем в области соблюдения прав человека.

В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.

Физическое насилие – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Физическое насилие может сопровождаться словесными оскорблениями и психической травмой.

Взрослые пытаются оправдать свое поведение:

Если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. То есть получается, что именно поведение ребенка приводит к насилию.

«Нетипичная семья» – жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в обеспеченных.
Очень часто взрослые разговаривают между собой, обсуждают при этом самые различные вопросы, не замечая, что рядом находятся дети. А они, вроде бы незаметно, слушают и анализируют все сказанное. Особенно плохо, когда в присутствии детей происходят ссоры. Даже если это первоначально не понравилось ребенку, со временем он может попробовать подобный тип поведения.

Пьянство порождает агрессию. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения.

Остановитесь!
Физические наказания:

Преподают ребенку урок насилия. Для ребенка это не будет запретным – ведь родители так поступают! Чтобы выплеснуть свои эмоции, он будет искать объект с не очень сильной самозащитой. В этом качестве может использоваться кукла, котенок, более слабый ребенок.

Физические наказания нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок – что он любим.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только позже, когда родитель оказывается старым и слабым.

Не менее опасным, чем физическое насилие, является психологическое или эмоциональное насилие – это длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушения доверия ребенка.

Ещё один вид насилия – это пренебрежение или моральная жестокость – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или развития. Для детей очень важно найти свое место в обществе, в кругу сверстников, друзей, ощутить свою значимость.

Замкнутость, потеря контакта с родителями, нежелание выходить из дома – это скрытая форма агрессии. Открытая форма может выражаться в драках, укусах, хулиганстве.

Одним из самых тяжёлых видов насилия, имеющих серьёзные последствия, является сексуальное насилие. Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними. Проблема таких преступлений в трудности их выявления, около 90 % пострадавших не желают обращаться в милицию. В большинстве своем потерпевшие пытаются скрыть факт насилия. Нередко преступники применяют игровые формы, используют методы психологической манипуляции.

Универсальный социально-психологический портрет педофила сегодня практически невозможно составить. По роду деятельности это могут быть представители профессий, связанных с детьми, и специалисты других отраслей, руководители и простые рабочие, безработные. Угроза может исходить как со стороны незнакомцев, так и из круга общения несовершеннолетнего. Например, девочки чаще страдают от родственников (отчимов, дедушек) и друзей родителей.

Довольно часто юные девичьи сердца подвергаются влиянию ловеласов, которые могут иметь семью, а некоторые уже и седину в волосах. Подобные «романы» приравниваются к растлению малолетних, что также уголовно наказуемо.

Отдельная тема, которая становится все актуальнее, – интернет-груминг, когда взрослый устанавливает дружеский контакт с ребенком через соцсети, чтобы затем в реальной жизни склонить его к сексуальному контакту.

Нередко злодеи скрываются за аватарками сверстников своих жертв, обсуждают компьютерные игры и другие якобы общие интересы, потом могут склонить сфотографировать себя обнаженным, а присланное фото становится орудием шантажа ребенка.Многие педофилы обладают достаточно высоким интеллектом, навыками психологического воздействия, что помогает им втереться в доверие детей. В большинстве случаев родители даже не подозревали, что их ребенок подвергся насилию или растлению. Как близким понять, что дочь или сын стали объектом внимания преступника.

Учитывая, что жертвами педофилии могут стать дети в любом возрасте, соответственно, и проявляться пережитая психотравма будет по-разному. Например, малыши испытывают сильную тревогу, различного рода страхи, могут проявлять агрессию и боязнь чужих людей, теряют аппетит и сон. У дошкольников на первый план выступают эмоциональные расстройства. В возрасте 9-13 лет возникают депрессивные состояния. Подростки, подвергшиеся насилию, испытывают сильное чувство стыда и отвращения, перестают доверять людям и в то же время винят себя в случившемся, избегают контактов с близкими, на стремление родителей помочь могут отвечать агрессией, при этом чувствуют себя отверженными и ненужными, что чревато побегом из дома или суицидальной попыткой.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также боятся потерять любовь немилосердных родителей.

Что можно подсказать родителям?

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность.

Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% дети вам скажут: «А я тебя рожать меня не просил!».

Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Три способа открыть ребёнку свою любовь:

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!

Если же вы узнали о факте насилия в отношении вашего ребёнка, необходимо обратиться:

в милицию или прокуратуру;
медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
сообщить в учреждение образования;
проконсультироваться с психологом, социальным педагогом;
обратиться к психотерапевту, психиатру.

Приходите в центр дружественный подросткам «Твой выбор» и вам окажут психологическую, консультативную помощь по всем интересующим вопросам (г.Лида, ул.Красноармейская, 20). КОНСУЛЬТАЦИИ В ЦЕНТРЕ БЕСПЛАТНЫЕ, АНОНИМНЫЕ. Прием по предварительной записи.  Контактный телефон: 65-50-36, +375 25 5164862.

В детской поликлинике по адресу г. Лида, ул. Черняховского, 6 ежедневно с понедельника по пятницу ведет прием детский психолог, детский психиатр. Телефон регистратуры: 62-28-76, 62-26-20.

На базе ЛТЦСОН есть «кризисная комната». Вы можете позвонить по телефону 50-26-84 или встретиться со специалистом и получить необходимую Вам помощь и поддержку. При необходимости Вы сможете воспользоваться услугой временного приюта. Телефон социального доверия работает также и в г.Лида: 61-10-12. По этому телефону оказывается психологическая помощь, в том числе – жертвам домашнего насилия.

Круглосуточная служба экстренной психологической помощи по телефону 170 «Телефон доверия», +375 (152) 39-83-28, 39-83-31, детской линии помощи: 8-801-100-161.

Помните, главный залог безопасности несовершеннолетних – доверительные отношения между детьми и родителями, которые защитят юные души от посягательств преступников.

Подготовлено психонаркологическим диспансером











© Официальный сайт учреждения здравоохранения "Лидская центральная районная больница"
231300, г.Лида, ул. Мицкевича, 1.
cancel@crblida.by