ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ











QR-код «Если ты пострадал(а) от домашнего насилия»:

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении. В настоящий момент известно, что данное явление не всегда проходит с взрослением, и немалая часть людей страдает от него также и в подростковом и взрослом возрасте. Это расстройство может принести ущерб функциональным способностям человека и его здоровью, и нередко сопровождается сопутствующими заболеваниями, в основном в области поведения и психического здоровья.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется:

невнимательностью ребенка:

с трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр;
часто допускает ошибки из-за небрежности;
часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь;
часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;
ему сложно самому организовать себя на выполнение задания;
избегает задания, требующие длительной концентрации;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается на посторонние стимулы;
часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

гиперактивностью:

наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках;
часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.;
обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;
часто находится в постоянном движении, «будто к нему  прикрепили мотор»;
часто бывает болтливым;
часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца;
обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;
часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места;
часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Следует помнить, что гиперактивность ребенка в данном случае – не поведенческая проблема и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.

Рекомендации родителям

проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
не допускайте ссор в присутствии ребенка;
установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
избегайте, по возможности, больших скоплений людей;
во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером;
помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;
придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка;
чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
 составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

За дополнительной консультацией по вопросам синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно обратиться к врачу-психиатру детскому и врачу-детскому неврологу по адресу г. Лида, ул.Черняховского, 6А. Запись на прием производится по номерам:

62-26-20
62-28-76

Врач-психиатр детский Ю.Г.Илькевич
Врач-детский невролог Е.Е.Захар











© Официальный сайт учреждения здравоохранения "Лидская центральная районная больница"
231300, г.Лида, ул. Мицкевича, 1.
cancel@crblida.by